Аккустика

Сообщение №15210 от Andrew 07 декабря 2002 г. 23:20
Тема: Аккустика

Почему с точки зрения физики(аккустики)всего 7 нот(до ре ми фа соль ля си)?


Отклики на это сообщение:

> Почему с точки зрения физики(аккустики)всего 7 нот(до ре ми фа соль ля си)?

Музыкальный звукоряд представляет собой ряд последовательных нот, отличающихся друг от друга частотами основного тона. Ноты, частоты которых отличаются друг от друга в 2 раза, отстоят друг от друга на одну октаву. В пределах каждой октавы "европейский" звукоряд насчитывает 12 полутонов (7 основных нот со знаками альтерации - диезами и бемолями). Частоты соседних полутонов отличаются друг от друга в 21/12 раз. Эталоном частоты является нота ля первой октавы- это 440Гц.

Таблица музыкальных нот.
Нота. Частота, Гц.
До 261,63
До-диез 277,18
Ре 293,67
Ре-диез 311,13
Ми 329,63
Фа 349,22
Фа-диез 369,99
Соль 391,99
Соль-диез 415,30
Ля 440,00
Ля-диез 466,16
Си 493.88

В таблице приведены данные для нот первой октавы. Частоты нот каждой соседней октавы отличаются в 2 раза. Например частота ноты "ля" второй октавы 880 Гц.

Подробнее здесь: http://www.computerra.ru/offline/1997/223/893/print.html

P.S. Нужно писать аКустика, а не аККустика.


Это все хорошо, но было бы интересно узнать, почему именно 12 полутонов, если для этого есть физические причины (может, там как-то специфически ухо устроено). Никто не знает случаем? Связанный вопрос -- есть ли осмысленное объяснение, откуда берется такое деление на семь нот (там ведь где-то тон, а где-то полутон между ними)? Вообще есть подозрение, что единственная осмысленная физически единица --- это октава, а все остальное -- по историческим причинам. Но вдруг не так?


> Это все хорошо, но было бы интересно узнать, почему именно 12 полутонов, если для этого есть физические причины (может, там как-то специфически ухо устроено). Никто не знает случаем? Связанный вопрос -- есть ли осмысленное объяснение, откуда берется такое деление на семь нот (там ведь где-то тон, а где-то полутон между ними)? Вообще есть подозрение, что единственная осмысленная физически единица --- это октава, а все остальное -- по историческим причинам. Но вдруг не так?

Как раз таки все по физическим причинам.
Правда написанное далее - это мое собственное мнение.

Начнем с эстетики. Слух создан эволюцией для того, чтобы получать
дополнительную информацию об окружающих ближайших объектах.
Очевидно, что необходимо уметь выделять звуки, исходящие от некого
конкретного колебательного процесса в окружающем шуме других звуков.
Одним из явных признаков, позволяющих выделять в общем шуме звуки одного
происхождения является некая закономерная общность спектра звука.
Если в спектре частот присутствуют кратные частоты,
(1/2, 1/3, 2/3, 4/5 и т.д.) то ведь явно эти частоты имеют одно происхождение.
Отсюда видимо и появиласть способность мозга особо выделять подобные гармоничные
сочетания звуков среди других сочетаний. Почему они кажуться красивыми ?
Скорее от природы они просто кажуться особенными, притягивающими внимание,
любопытными. Эмоциональная окраска - это скорее продукт нашего сознания,
чем особенность слуха.

Почему именно 12 ? Можно придумать сколько угодно звукорядов в которых
определенные сочетания нот имеют кратные значения и воспринимаются как
гармоничные. Очевидно, что при слишком близких соотношениях частот
(типа 45:46) будут явно слышны "биения" и звук не будет востприниматься
как нечто целостное. Кроме того, слух перестанет различать близко стоящие ноты.
Наиболее богатым по количеству возможных простых кратных
сочетаний является ряд из семи звуков, построенный на звуках с соотношениями
частот 4:5:6. Почему ? Первая причина видимо состоит в том, что
6/4 - очень простое сочетание =3/2.
Некоторые другие сочетания:
2:3:4 - 2/4=1/2 - слишком "просто" для того, чтобы быть красивым.
3:4:5 - не знаю, может и бывает такая музыка у каких нибудь народов ?
5:6:7 - пожалуй слишком большие числа для того, чтобы гармония легко
улавливалась.

При использовании звукоряда 4:5:6 по причинам простого
арифметического характера приходится настраивать отдельно инструмент
под конкретную музыку. Кроме того, не имеется возможности при исполнении
музыки переходить из одной тональности в другую (инструмент настраивается
на одну тональность).
Чтобы упростить себе жизнь, музыканты ввели единый коэффициент k=1/(2^1/12),
умножая исходную частоту на который можно приблизительно получить все ноты
ряда:
4:5:6 соответствует k:k^4:k^7 = 4:5.0397:5.9932.
Такая музыка терпимо фальшивит, зато играть можно начинать с любого звука.

Если нечем заняться, нарисуйте в Matlab-е осцилограммы трезвучий 4:5:6 и
4:5.0397:5.9932.
4:5:6 имеет четкую периодичность, а 4:5.0397:5.9932 естесственно не совсем.



Физика в анимациях - Купить диск - Тесты по физике - Графики on-line

Реклама:
Rambler's Top100