Авиценна и всеобщий принцип соответствия

Сообщение №72892 от Fw: И.Асадуллаев 25 сентября 2011 г. 09:22
Тема: Авиценна и всеобщий принцип соответствия

[Перенесено модератором из форума "Новые теории в физике"]

Сообщение №22 от И.Асадуллаев 23 сентября 2011 г. 18:30
Тема: Авиценна и всеобщий принцип соответствия

Ибн Сина (Авиценна) и всеобщий принцип соответствия

Многие неоправданные сложности в исследованиях или полемике проистекают от того, что ученые не договариваются по поводу понятий и терминов, различным образом понимая их. Поэтому в нашем исследовании мы, прежде всего, обращаем внимание на то, как в самом общем виде понимается соответствие. Словарь С.И. Ожегова дает следующее определение понятия соответствия: «Соответствие, - я, ср. Соотношение между чем-н., выражающее согласованность, равенство в каком-н. отношении» .
Принцип соответствия является всеобщим принципом объективной реальности, мы это покажем ниже, и он в практической логике исследования других проблем используется Ибн Синой в его произведениях, служа его идеям .
Возникает вопрос, а нельзя ли ограничиваться только современными зрелыми уровнями понятий, и не вдаваться в историю их становления? Однако так думать, значит не замечать методологического значения истории философской мысли, которая выходит далеко за пределы истории становления понятия. В действительности история развития понятия готовит почву для выявления новых проблем философии и таких ее аспектов, которые могут представлять собой передовую линию развития современных знаний. Изучение взглядов Ибн Сины может помочь выявить огромное множество новых аспектов и проблем, и поэтому ограничиваться изложением только истории – значит не подниматься до современного уровня «вопрошания». Каждой эпохе свойственна своя система «вопрошания» - система вопросов именно этой эпохи, но изучение истории развития мысли поднимает нас до современных вопросов науки. «Развитие искусства вопрошания природы в той его форме, в какой оно сформировалось в рамках экспери¬ментального диалога в естествознании, есть в этом смысле открытый будущему самоорганизующийся про¬цесс, в котором ответы на поставленные вопросы вле¬кут за собой постановку все новых и новых вопросов. На основе полученного в итоге нового знания наука вы¬рабатывает все новые средства познания, благодаря ко¬торым открываются все новые и новые возможности для дальнейшего проникновения в тайны строения и эволю¬ции материального мира» .
Как правило, без идеи не увидишь факта, и когда исследователь «вырывается» за пределы собственно исторического контекста, возникает новая система «вопрошания», и это уже реальный выход на новые идеи. Попытаемся и мы найти свой путь постановкой проблемы существования всеобщего принципа соответствия, переходя к философии Авиценны через призму современных достижений науки. Постановка проблемы существования всеобщего принципа соответствия может привести нас к выявлению совершенно нового аспекта философии.
В истории науки многие понятия не всегда вначале своего возникновения выражались в зрелой или относительно законченной форме, они часто развивались подспудно в логике других понятий. Например, понятие системности в практической логике Ибн Сина применяется широко в его произведениях, требованиях изучения организма в целостности и во взаимосвязи. «Только в 40-х годах ХХ в., - пишет В.П. Кузьмин, - по инициативе известного австрийского биолога Л. Берталанфи начинается систематическое исследование методологического аспекта этих проблем. Возникает «системное движение», в которое входят по преимуществу специалисты различных областей естествознания и техники, а затем и представители других научных дисциплин» . Поэтому, пишет В.П. Кузьмин, часто задачей науки является вычленение искомого понятия из практической логики других понятий. Такой же процесс происходит и с нашим принципом: всеобщий принцип соответствия следует отличать от понятий тождества, отражения, соразмерности, гносеологического принципа соответствия. Принцип соответствия встречается в теории познания как принцип соответствия истины объективной реальности. Тот же исследователь пишет: «Современная дифференциация научного знания, захватывая и область методологии, приводит к вычленению отдельных ее компонентов в относительно самостоятельные методы, подходы, средства» .
Таким образом, перед нами стоит двоякая задача: дать общие контуры содержания всеобщего принципа соответствия и, во-вторых, показать в произведениях Ибн Сины всеобщий принцип соответствия, вычленяя в его философии. Мы лишь ставим проблему и намечаем некоторые ее аспекты, всестороннее изучение ее это задача специального труда и не одного исследователя.
Чтобы понять фундаментальность всеобщего принципа соответствия (согласованности, равнозначности) для объективной реальности, обратимся, прежде всего, к антропному принципу в астрофизике и философии.
Важнейшей мыслью антропного принципа является положение о том, что мир (Вселенная) таков, потому что в нем существует наблюдатель - человек. Идеалистическое понимание антропного принципа заключается в признании человека причиной существования именно такого вида Вселенной. В противовес этому естественнонаучный материализм утверждает: мир именно таков, а не другой и это является причиной появления человека. Ученые-космологи говорят следующее: «антропный принцип, - пишет Л.Б.Баженов, - можно охарактеризовать как емкое (и, видимо, прочно вошедшее в научный обиход) наименование широкого круга проблем, связанных с новыми результатами космологии и физики высоких энергий. Это прежде всего обнаруженная в последние десятилетия взаимосогласованность фундаментальных констант Вселенной, чрезвычайно тонкая «подстройка» ее основных параметров. Антропный принцип не объясняет этой согласованности, но обозначает ее и ставит проблему объяснения».
Антропный принцип, если мы распространим его на все вещи в мире, обращает наше внимание на соответствие, взаимосогласованность всех вещей во Вселенной, тонкую подстроенность вещей и предметов друг к другу. Несогласованность (несоответствие) это один полюс взаимодействия вещей, другим полюсом является согласованность (соответствие). При этом действует двоякий вектор взаимодействия: движение от взаимосогласованности к несогласованности и движение от несогласованности к согласованности. Однако все вещи проявляют всеобщую фундаментальную согласованность в том, что они не переходят в ничто, а в другую вещь, в другое качество. Материя неуничтожима, и в этом заключается фундаментальная взаимосогласованность всех вещей друг с другом.
«В последние годы, - пишет академик Н.Н. Моисеев, - физика обнаружила, что набор мировых констант, таких, как скорость света, гравитационная постоянная и т.д. обладает удивительным свойством. Даже ничтожное их изменение, порядка малых долей процента, привело бы к такому изменению характера мирового процесса самоорганизации, который исключил бы возможность появления в рамках Вселенной структур достаточно стабильных, таких, как, например, Солнечная система и планеты, для того чтобы в их структурах могло появиться живое вещество. Это парадокс, именуемый принципом антропности, заставляет совсем по-иному увидеть роль живого вещества в формировании мироздания. «Мир таков потому, что мы есть» – говорят его исследователи». Всякое изменение какой-либо постоянной (константы) Вселенной привело бы к полному изменению Вселенной, например, гравитационной постоянной или постоянной Планка, и т. д.
Какое бы мы не взяли взаимодействие, даже на взаимное уничтожение, оно невозможно без взаимосогласованности – любой контакт есть соответствие даже вещей, уничтожающих друг друга. При этом уничтожение это не переход в ничто, но всегда в нечто. Это соответствие для взаимодействия и в процессе взаимодействия, независимо от результата. Результатом всегда есть бытие других вещей или тех же самых, но измененных. Бытие это согласие с самим собой, и в этом абсолютность всеобщего принципа соответствия, взаимосогласованности и равнозначности бытия с самим собой.
В результате всякого взаимодействия всегда имеет место согласованность – соответствие частей, компонентов друг другу. То есть в настоящем времени всегда есть согласие как результат развития и несоответствие (несогласие) как начало нового движения. Настоящее как время между прошлым и будущим есть единство соответствия и несоответствия: соответствия взаимодействующих вещей, компонентов, взятых в аспекте результата, и несоответствия взаимодействующих вещей как начало будущего развития взаимодействия.
Но всеобщий принцип соответствия не ограничивается только данным аспектом. Принцип охватывает и детерминизм, каузальность. Следствие всегда соответствует причине. Даже при бифуркации, когда случайность определяет равнозначность возможностей порождения одного из двух равнозначных возможных следствий.
Принцип соответствия отражает проблему соответствия истины объективной реальности. Можно было бы сказать, что соответствие то же самое, что и тождество или соразмерность. Однако в данном понятии соответствия акцент делается не только на равнозначности, но и на согласованности одного с другим. Тем не менее, это близкие понятия, как и понятия отражения и соответствия.
Авторы современного учебника по философии пишут следующее: «Стержень классической концепции истины - принцип соответствия знания действительности. Действительность в данном определении понимается очень широко. Это не только объективная реальность, внешний мир, но и любая область мыслительной деятельности, в том числе фантастические, сказочные, мифологические, вымышленные, абстрактные и теоретические области рассуждения.
Исследования показали возможность применения классической концепции истины к любым мыслимым мирам, но в этом случае она должна быть уточнена следующим образом. Знание является истинным, если оно, прежде всего, формально корректно. А под формальной корректностью разумеют непротиворечивость того мира, к которому относится данное знание. Непротиворечивость делает возможным осуществление мыслительной деятельности по отношению к мыслимым мирам, какими бы они по своей природе ни были» . Авторы там же говорят о принципе соответствия, однако это относится к познавательной деятельности человека: «Достаточно очевидно, что прямое проведение принципа соответствия может и не привести к успеху».
Говоря же о всеобщем принципе соответствия, мы имеем в виду не только гносеологию, но и онтологию – принцип соответствия как всеобщий принцип объективной реальности. Мы не говорим о принципе несоответствия в силу того, что материя неуничтожима, как и неуничтожимы вещи и предметы, но которые всего лишь переходят от одного нечто к другому нечто – от одного качества к другому качеству. Поэтому принцип соответствия содержит в себе аспект абсолютности с точки зрения единства бытия всех вещей – все вещи соответствуют друг другу как существующие в определенности данной Вселенной.
Всеобщий принцип соответствия своеобразно проявляется, например, в теологических воззрениях Ибн Сина. Авиценна рассматривает соотношение души и тела, отвергая переселение душ, и считает, что данная душа соответствует данному телу. Он пишет: «Отсюда вытекает, что душа возникла во времени. Она появилась тогда, когда возникло соответствующее ей тело» . Одной душе соответствует одно тело, пишет Ибн Сина: «И если другая душа, которая находилась в каком-то другом теле, вселяется в это тело, то необходимо, чтобы одно тело имело две души – одна из них та, которая появилась вместе с телом, а другая – та, которая была в другом теле, переселилась в это тело и соединилась с ним. Каждая из этих двух душ является совершенной и они одинаковы по виду. Однако это невозможно, потому что каждое животное имеет не более одной души» . Ибн Сина считает, что «Нет сомнения и в том, что душа в теле не действует двояко, а управляет им единым образом». И далее: «Выяснилось, что душа каждого тела появляется вместе с этим телом и не может существовать раньше своего тела» .
Теологические воззрения Ибн Сины в не вычлененной форме знания придерживаются принципа соответствия, принцип соответствия вплетен в практическую логику его теологии.
Понятие соответствия более широкое понятие, чем понятия тождества или подобия. Например, понятие соответствия включает в себя тождество бытия и мышления и, таким образом, включает в себя великую интеллектуальную традицию человечества, а именно рационализм. Ибн Сина, несмотря на то, что отдает дань теологии и мистике, относится к философам рационалистам. Это рельефно проявилось в идее о том, что «бытие следует за разумным» , которую он разворачивает, стремясь создать отличную от религии рационалистическую систему философии. В его философии есть место религии, теологии, но это теология, пронизанная рационалистическими суждениями. Здесь мы должны отметить, что религиозные воззрения Ибн Сины, даже, утверждая религию и теологию, обосновываются логикой, апеляцией к разуму – разумному и очевидному на основе здравого смысла. Ни одно положение религии Ибн Сина не принимает без обоснования с помощью здравого смысла, разума и логики. В этой части философии и теологии Авиценны существует, если так можно выразиться, рационалистическая теология и мистика, которая вместе с философским рационализмом Ибн Сины представляет собой еще одно проявление всеобщего принципа соответствия в исторической форме его учения.
Всеобщий принцип соответствия включает в себя принцип отражения как всеобщее свойство материи. Всеобщий принцип соответствия проявляет себя в идеях познаваемости мира Ибн Сины, через его идеи отражения. Ибн Сина пишет: «Познание вещи есть отражение ее сущности в чувствах и разуме познающего, который созерцает познаваемую вещь» . На этом примере мы видим, что принцип природы, общества и мышления, являясь всеобщим, в то же время может быть видом другого принципа, как родового по отношению к нему.
Характерно, что и в соотношении «тела» и «места» Ибн Сина придерживается принципа соответствия. Эта проблема исходит еще от Аристотеля, и у Ибн Сины проявляется следующим суждением: «Что касается Создателя, то он предназначал сущность тела в момент его возникновения для такого-то места, а не другого, разве исходя только из целесообразности его природы или из-за особой необходимости или по случайности» .
По существу Ибн Сина одновременно поднимает вопрос о кардинальной связи тела и места (пространства тела). У Аристотеля и Ибн Сины место (пространство тела) это не дурная бесконечность, но каждому телу соответствует свое место. На наш взгляд, эта позиция имеет методологическое значение, которое до сих пор не раскрыто, несмотря на открытия современной физики и астрофизики.
Современная наука, несмотря на спорность ее новых положений, показывает органическую связь пространства, времени и вешества-поля, например, в теории относительности. В этих суждениях нет модернизации философии Античности и Ибн Сины. Например, сегодня выдвинуты и такие новые позиции в отношении того, что существует единство и соответствие «места» и «тела» в аспекте существования новых для философии категорий бытия полагания и бытия восприятия, когда пространство рассматривается как бытие восприятия, а вещество-поле как бытие полагания, и они неразрывно связаны .
На наш взгляд, нет модернизации прошлого и в том, что всеобщий принцип соответствия в форме явных намеков присутствует в философии Ибн Сины. Эти идеи-намеки неслучайны для философии Ибн Сины в виду следующих соображений. Системы взглядов крупнейших мыслителей прошлого отражают фундаментальные вопросы бытия и не могут не отражать важных сторон объективной реальности, в адекватной форме или в искажении, но обязательно касаются основы основ реальности, поднимая сквозные проблемы философии. Поэтому в идеях прошлого мы вправе видеть предтечу современных проблем, развернутых в зрелой форме.
Ибн Сина, рассуждая о соответствии «места» и «тела», приходит к мысли о существовании влечения у каждого тела. Это историческая средневековая форма понимания органической связи пространства и вещества-поля в аспекте существования связывающей их формы движения – влечения. Связь «места» и «тела» проявляется в форме фактора движения. Вот что он пишет: «Если тело оказывается в состоянии, с необходимостью не вытекающем из его природы, то достижение нужного состояния является для него возможным актом. Специальными способами можно вызвать его изменение в его природе, если этому ничто не препятствует. Если таково и состояние его места и положения, то возможен переход из них в подобающее его природе место и положение. Следовательно, оно обладает влечением» . Это своеобразная историческая форма понимания соответствия.
Уже у Ибн Сины с неявно проявляемым принципом связаны многие понятия. Например, М. Диноршоев отмечает характер выражения Ибн Синой закономерности в природе. «Закономерность явлений природы, - пишет он, - заключается в том, например, что из ячменного зерна вырастает ячмень, а из пшеничного зерна – пшеница. Случайности, нарушающие эти закономерности, связаны с соответствующими условиями и обстоятельствами» . Если М. Диноршоев отмечает особенность понятия закономерности у Ибн Сины, то в аспекте нашего исследования понимание Авиценной закономерности связано с всеобщим принципом соответствия.
В этих мыслях о соответствии просматриваются проявления всеобщего принципа соответствия в каузальности, когда следствие и причина соответствуют друг другу.
Однако современная наука показывает и такое проявление всеобщего принципа соответствия, как согласованность детерминизма и случайности, но не в самой системе детерминизма, а в соотношении детерминизма и случайности во Вселенной. Известный исследователь Олвин Тоффлер пишет о согласованности причинности и случайности и об открытиях И. Пригожина (лауреата Нобелевской премии 1977 года) и И. Стенгерс: «Современные представления о случайности и детерминизме изменились в двух отношениях. Прежде всего, возросла их сложность.
… По мере того как обогащалась концепция детерми¬низма, - продолжает Олвин Тоффлер, - предпринимались все новые и новые усилия для признания сосуществования случайного и необходимого, связанных между собой отношением не подчинения, а равноправного партнерства во Вселенной, в одно и то же время организующей и дезорганизующей себя.
Именно здесь и появляются на сцене Пригожин и Стенгерс. Им удается продвинуться еще на один шаг: они не только доказывают (вполне убедительно для ме¬ня, но недостаточно убедительно для критиков, подоб¬ных математику Рене Тому), что в окружающем нас мире действуют и детерминизм, и случайность, но и прослеживают, каким образом необходимость и случай¬ность великолепно согласуются, дополняя одна другую» .
Всеобщий принцип соответствия рельефно действует и в деятельности человека в отношении его цели. Речь идет о целеполагании. У Аристотеля «то, ради чего», позже и Авиценны, это одна из причин движения и существования. Аристотель рассматривает «то, ради чего» в двух аспектах: как целеполагание и как объективная телеология. «Только у Аристотеля, - пишет В.Ф. Асмус, - телеология впервые становится последовательно объективной. … Предметы обладают не данной или предписанной им извне целью, но сами в самих себе имеют цель. Состоит она в реализации, или осуществлении, «формы», понятия, кроющегося в них самих.
Аристотель отрицает сознательный характер целесообразности, действующей в природе» .
И в том и другом случае мы имеем дело с соответствием деятельности с целью, и с соответствием движения и существования вещей заключенной в них «форме». При этом соответствие цели рассматривается как соответствие причины и следствия.
Ибн Сина следует Аристотелю в этих двух значениях телеологии. «Та же [причина], которая [находится] вне вещи, - пишет Авиценна, - бывает или причиной того, для чего вещь существует, или не [причиной] того, для чего вещь существует, а причиной того, благодаря чему вещь существует. Первый [вид] называют конечной причиной, или целевой причиной, как, например, кров является причиной существования дома. Если не надо было бы крова, то не существовал бы дом. Второй называется действующей причиной, как, например, строитель [по отношению] к дому» .
«То, ради чего», это воплощение того, что дается в опережении, и речь идет о возможности, которой соответствует ее воплощение – действительность. В свете новых философских идей о существовании универсального закона опережающего отражения – возможность опережая действительность, совпадает с действительностью, проявляется еще один аспект принципа соответствия.
Таким образом, мы можем говорить о целом ряде аспектов проявления всеобщего принципа соответствия, действующего повсеместно.
1 Соответствие бытия всех вещей определенности бытия Вселенной – бытию единой определенности мира.
2 Соответствие причины и следствия как аспект детерминизма (Ибн Сина). Здесь же надо сказать о соответствии, согласованности «равноправных партнеров» во Вселенной детерминизма и случайности, когда случайность не является проявлением детерминизма.
3 Соответствие в контексте антропного принципа, взаимосогласованность всех вещей во Вселенной с постоянными – константами Вселенной. Все вещи в мире находятся в состоянии взаимной согласованности и отсутствия такого согласия - соответствия. Постоянно происходит переход от соответствия к несоответствию и обратно, но абсолютный аспект принадлежит соответствию вещей друг другу.
4 Соответствие опережающей возможности и ее воплощения в действительности – соответствие возможности и действительности (Ибн Сина).
5 Соответствие субъекта и объекта, объективного и субъективного, объективности и субъективности. Соответствие второй очеловеченной природы человеку, создающему новый мир по своим меркам. Это соответствие прокладывает себе дорогу, преодолевая несоответствие человека и природы.
6 Соответствие деятельности или существования возникающей цели – субъективная и объективная телеология (Ибн Сина).
7 Соответствие разума и бытия, в пределах которого разворачиваются идеи рационализма, также и в рационалистической теологии (Ибн Сина: «бытие следует за разумным»).
8 Соответствие «тела» и «места» (Ибн Сина).
9 Соответствие в аспекте всеобщего свойства материи – отражения: соответствие отражения отражаемому, в признании познаваемости мира (Ибн Сина).
10 Соответствие, согласованность законов объективного мира, они не «уничтожают» друг друга – уничтожают друг друга только вещи, законы потенциально всегда существуют и реализуются при определенных условиях и обстоятельствах. В зависимости от условий законы действуют «совместно» - согласованно, в соответствии с условиями.
В данной статье рассматриваются идеи Авиценны в аспекте всеобщего принципа соответствия, и следует подчеркнуть, что они лишь фрагмент богатейшей истории философии, пронизанной идеями всеобщего принципа соответствия в неявной форме, но в практической логике других понятий.
Все это - грани постановки проблемы существования всеобщего принципа соответствия и, надеемся, первые шаги по ее освещению в ряде аспектов учения Ибн Сины как важного звена истории философии.

Искандар Курбанович Асадуллаев
доктор философских наук,
член Международного Общества Гегеля

Отклики на это сообщение:

> Современная наука, несмотря на спорность ее новых положений, показывает органическую связь пространства, времени и вешества-поля, например, в теории относительности...

- В принципах относительности Галилея-Ньютона-Пуанкаре есть место для "вещества-поля" в пространстве. В принципе относительности Лоренца и теории Эйнштейна фигурирует пустота в пространстве.
Интересно, о какой ТО было упомянуто Вами выше?


Отклики на это сообщение:

Физика в анимациях - Купить диск - Тесты по физике - Графики on-line

Реклама:
Rambler's Top100